МАРШРУТИЗАТОР (для родителей) по прохождению процедуры ТПМПК с детьми разного возрастного диапазона

 

ТПМПК Сургутского района  осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-педагогических консилиумов, функционирующих в образовательных организациях Сургутского района.

Основная задача ТПМПК – выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи и организации их обучения и воспитания

Основные направления деятельности ТПМПК:

– экспертно-диагностическая деятельность;

– консультативная деятельность;

– методическое сопровождение;

– информационно-просветительская деятельность;

– организационно-методическая работа;

– аналитическая деятельность;

– взаимодействие с иными организациями.

 

Уважаемые родители!
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Это право закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
 С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).
Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.
Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет Вам подготовиться к ней. 

 

Шаг 1.  Подготовка и предоставление документов

Для проведения обследования ребенка Вам необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:

1. Заявление родителей (законных представителей) о проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка;

2. Согласие на проведение комплексного психолого-медико педагогического обследования ребенка;

3. Согласие на обработку персональных данных;

4.Согласие на проведение медицинского обследования лица, достигшего возраста 15 лет;

5. Направление на обследование ТПМПК;

6. Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

7. Характеристика обучающегося (Представление психолого-педагогического консилиума  на обучающегося для предоставления на ТПМПК);

8. Выписка из истории развития ребенка для предоставления на ТПМПК;

9. Медицинское заключение (о состоянии здоровья и рекомендации по созданию специальных условий для прохождения ГИА);

10. Представление учителя-логопеда на ребёнка;

11. Представление  педагога-психолога на ребёнка;

12. Социальное представление на ребёнка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ТПМПК, Вы можете задать их секретарю комиссии, непосредственно отвечающему за оформление документов.

 

Шаг 2.  Диагностическое обследование

В 3-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует Вас о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.
В назначенный день Вам необходимо вместе с ребёнком явиться в ТПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен.
Вы имеете право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.
Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).     
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссий», на этом этапе ТПМПК решает следующие задачи:
– комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;
– определение специальных условий для получения образования (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).
Деятельность каждого специалиста ТПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.
Целесообразно предоставление на ТПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Представление различных тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно представление на ТПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие). Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики. Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное – чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.
Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.
Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.
В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ТПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.
Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ТПМПК.
В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

 

Шаг 3.  Подготовка заключения (степень Вашего участия)

 Заключение ТПМПК оформляется на бланке комиссии. В нём отражаются следующие данные:
– наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ТПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
 – рекомендации ТПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ТПМПК). 
Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются:
-трудности понимания инструкций учителя;
-«яркие» проявления аффективных вспышек, ауто- и агрессивные проявления;
-трудности организации собственной продуктивной деятельности.
Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются:
– трудности в передвижении по образовательной организации;
– трудности организации самообслуживания.
 Форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ТПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.  Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ТПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).
При получении Заключения ТПМПК (а его Вам выдадут не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования.), Вас ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях Вашего ребенка
и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы,  Помните, что специалисты ТПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию.

 

Шаг 4. Выбор образовательного маршрута

Уважаемые родители (законные представители), Вы должны знать, что заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для Вас носит рекомендательный характер: вы имеете право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации.  Заключение комиссии действительно для предоставления в течение календарного года с даты его подписания. Это означает, что, если в течении года Вы не предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию, Вам вновь нужно будет пройти ПМПК, если Вы примете решение о необходимости реализации рекомендаций ПМПК.
Вместе с тем, помните, что предоставленное в образовательную организацию заключение ТПМПК, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка. И в этом случае в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование Вашего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья будет реализовываться в соответствии с адаптированной образовательной программой, рекомендованной комиссией, с соблюдением условий, необходимых для получения качественного образования Вашим ребёнком, которые отражены
в заключении ТПМПК. Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнку бесплатно будут предоставлены специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (в случае необходимости). Кроме того, Ваш ребёнок будет обеспечен бесплатным двухразовым питанием.

 

Федеральные документы, регулирующие деятельность ТПМПК.

Дата

Наименование документа

1598

19.12.2014г.

Приказ «Об утверждении  ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»

1599

19.12.2014г.

Приказ «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с УО»

№ 287

31.05.2021г.

Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

№ 286

31.05.2021г.

Приказ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

№ 28

28.09.2021г.

Постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

№ 373

31.07.2020г.

Приказ  «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

№ ДГ- 493/07

19.05.2020г.

Письмо «О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью»

№ ТС-551-/07

20.02.2019г.

Письмо «О  сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»

№ 97-4204

12.07.2018г.

Письмо «Организация обследования детей и подростков с девиантным поведением»

№ 1082

20.09.2013г.

Приказ «Об утверждении Положения о ПМПК»

№ 273 – ФЗ

29.12.2012г.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

№ 323-ФЗ

21.11.2011г.

ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»

№ 152-ФЗ

27.07.2006г.

ФЗ «О персональных данных»

№ 181-ФЗ

24.11.1995г.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

№ 3185-I

02.07.1992г.

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан её оказании»

 

Словарь

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.